Цена или качество?

Чем брать заказчика? Ценой или качеством? Пока молодой – вроде бы ценой. Но опыт может вырасти, а цена – нет. Или вырасти, но не сильно. А жить-то хочется лучше. Что делать? Искать Заказчиков, готовых платить адекватные деньги и сидеть большую часть времени без работы? Или – работать за скромные гонорары и довольствоваться редкими, но хорошими заказами? Вопросов много. А что с ответами?

Вспоминая теорию Адама Смита, можно рассматривать фриланс как рынок. И цена на услуги должна отражать соотношения спроса и предложения на нем. Но это теория. А что на практике? В реальности мне встречались такие упертые калачи, которые неделями и месяцами искали журналистов, готовых писать качественный и эксклюзивный контент для сайтов за $1. Притом, что цена профессиональных студий – 12-18 евро за страницу, а у фрилансеров не падает ниже $3-5 (и то это самый минимум). На вопрос, понимают ли они, что за такие деньги невозможно получить ничего нормального – говорили, мол, нет у нас больше. Что тут ответить? Пойдите на рынок и купите «Мерседес» по цене видавшего виды «Запорожца». Кто продаст?

Но это исключения. Чаще Заказчик – нормальный, адекватный человек, желающий получить качественную работу… по минимальной цене! Опять обращаясь к экономике, мы можем увидеть: во все времена успех приходил к тем, кто предлагал на рынок товар аналогичный по качеству с конкурентами, но дешевле. Так конвейер позволил сократить издержки и снизить стоимость продукции. И в итоге победил. Стоп! Проблема в том, что творчество – не конвейер. И гнать объем задешево, чтобы заработать, долго не получится. Возьмем Америку. Автомобили – продукт конвейера – стоят дешево. Услуги (врачей, адвокатов) – дорого. Потому что автомобили делают на конвейере, услуги – предоставляет человек. Где выход?

Давайте обратимся к тому, как Заказчики выбирают исполнителей. Сразу уточним – Заказчик – не кидала, не упертый калач, а нормальный и адекватный человек. Что он хочет? Он хочет решить какую-то проблему и готов заплатить за это энную сумму. Притом он представляет, какой уровень качества ему требуется. Проведя аналогию, кто-то идет в автосалон за российской машиной, кто-то – за иномаркой. Первые готовы мириться с мелкими недостатками, вторые желают более высокий уровень комфорта и динамики. Итак, адекватный Заказчик понимает, какой уровень качества ему нужен.

А теперь самый важный вопрос – кто мне предложит данный уровень качества за меньшую цену? Ему не нужно выше качество, не нужна работа за еду, ему нужна меньшая цена при данном уровне качества. Исходя из этого, он и будет плясать при выборе Исполнителя. И из тех, кто ему понравится, он выберет тех, кто предложит меньше цену. Закон рынка.

Опубліковано у Фриланс | Теґи: , , , , , , , . | Додати в закладки: постійне посилання на публікацію.

Добавить комментарий