Когда я пришел на работу, меня, получается, учили заново писать тексты. Хотя некоторые и думают, что на телевидении не очень нужны тексты, ведь есть звук и картинка, они ошибаются. Тексты тоже важны. Особенно, если правильно написаны. Попытаюсь сформулировать несколько основных нюансов.
- Предложения должны быть простыми. Не стоит злоупотреблять всевозможными оборотами. Они усложняют восприятие текста. Поменьше больших предложений: сложносочиненных и сложноподчиненных. Это в газете читатель может вернуться и перечитать пару-тройку абзацев. На ТВ у телезрителей такой возможности нет.
- Поменьше цифр. Конечно, в информационном материале должны быть и статистические данные. Но в меру! Большое количество цифр утомляет. Зритель устает от них, и мозг просто перестает воспринимать. Не всегда обязательно давать точную цифру. Зачастую можно обойтись примерным указанием: «больше», «чуть меньше», «около», «приблизительно» и т.д.
- Если какое-то предложение может быть истолковано двояко, то лучше его не употреблять. Конечно, если это не специальный приём. Потому что, если предложение можно истолковать иначе, обязательно найдется кто-нибудь, кто истолкует его превратно.
- В тексте должны быть простые и знакомые слова. Специфические термины и канцеляризмы отторгают зрителей (к вопросу перевода языка чиновников на человеческий мы еще вернемся).
- Не стоит думать, что телезритель знает столько же, сколько и вы. Обязательно найдется тот, кто «не в теме» и просто ничего не поймет. Поэтому некоторые нюансы лучше в этом же тексте разъяснить.
- Текст должен быть грамотным. Избитая истина. Стыдно слышать: журналист, а допускает такие ошибки. Но с другой стороны, язык журналистских текстов — литературный, но с приближением к разговорному. А потому некоторые моменты и нюансы допускаются. Как специальный прием для создания надлежащего эффекта или передачи эмоциональной окраски.
- Мне друзья тонко намекают, что в предложениях должен быть «правильный порядок слов». Правильность каждый автор понимает по-своему, когда вырабатывается «авторский стиль». А свой стиль — это хорошо! Тебя, а точнее твои материалы, начинают узнавать! Да, Марина? 😉
Если есть что добавить — добавляйте! 😉
Я полностью согласен и поддерживаю пункт номер семь.Без своего «авторского порядка слов» журналист превращается в рерайтера.Сам пишу, правда рецензии, и использую ту же методику, что приведена выше. Правда, иногда ради стеба, вставляю сложноподчиненные предложение с уклоном в психологию и метафизику с расчетом на заумного читателя, не обделенного начальными задатками интеллекта (опять прикольнулся)))))))
Писал с точки зрения тележурналиста. а потом перечитал и понял, что советы для всех подходят!