Истинный Феникс, восставший из пепла — это станция Попасная на Луганщине. В день начала Великой Отечественной войны — 22 июня — хочется вспомнить о последствиях этой самой войны! Дважды станция Попасная(тогда — Кагановича) была под немцами.
На фото здание СШ№ 41, разрушенная фашистами
“Попасная была стратегически важным объектом. Узел, где пресекаются несколько веток: Никитовка, алчевское направление, Сватово, Красный Лиман, дебальцевское направление. — рассказывает председатель Попаснянского совета ветеранов Анатолий Ежак. — Для войск для немцев это была задача номер одни – взять станцию – чтобы была возможность дальнейшего продвижения на Луганск, на Коммунарск, и удержать этот узел было очень тяжело. Потому что немцы нашу 12-ю армию постепенно оттесняли со стороны Артемовска».
Яна Максимова, директор местного краеведчесого музея: “Наш регион защищало две дивизии: 4-я Бежецкая под командованием Героя СССР полковника Ивана Павловича Рослого и 261-я стрелковая дивизия под командованием Михаила Алексеевича Ненашева. 4-я Бежецкая дивизия стояла с южной стороны. Эти две дивизии защищали наш город два месяца с октября по ноябрь 41-го года».
Пешеходный мост на ст.Попасная, разрушенный фашистами
Впрочем, не стоит списывать все разрушения только на немцев. Война — дело неблагодарное! Яна Максимова, директор музея: “Подпольщица Анна Писаченко, которая в ходила в подпольную организацию при локомотивном ДЕПО, узнала, что 23 на 24-е декабря у нас немцы в клубе собираются праздновать католическое Рождество. И она сообщила об этом нашим корректировщикам. И те, в свою очередь, передали информацию на бронепоезд «За Родину». Бронепоезд подошел со стороны города Первомайска, сделал несколько метких выстрелов и взорвал то деревянное здание, в котором погибли 250 немецких солдат, в том числе 20 немецких офицеров».
“Железнодорожники получили приказ перед наступлением немцев перегнать в сторону Сватово и потом Орджоникидзе вагоноремонтный завод, чтоб можно было вывезти, весь подвижной состав. Оставить только обслуживающий персонал и самых ценных работников самых ценных профессий. Они вместе с железнодорожниками через неделю оказались в Орджоникидзе. Очень, очень насыщенный узел был. И через Попасную было около 300-400 тыс. пассажиров, так и 12 млн. тонн груза проходило. И потому Попасная очень нужна была» — рассказывает писатель-краевед Иван Божко.
Разрушенный вагоносборочный цех вагоносборочного завода
Разрушенный оккупантами дворец культуры имени Ленина
Руины паровозного депо
Руины стекольного завода
Руины хлебозавода
Когда немцы взяли город и станцию, длительное время не могли пройти дальше: местность вся ярами исполосована — там солдаты и партизаны, с другой стороны — лес, поле перед которым заминировано. Так вот, немцы, почесав плешь, взяли детей и пустили их перед собой через минное поле со словами: «ваши отцы тут все заминировали, вам и расчищать». Сколько тогда детей погибло или было ранено, никто точно не знает.
Оборона станции им. Л. М. Кагановича (Попасной) длилась менее месяца. Общий убыток городу, вызванный фашистскими захватчиками, оценивался в 828.тыс.167 рублей в довоенных ценах. В годы войны и оккупации было расстреляно 937 и отправлено в Германию 543 мирных жителя Попасной и Попаснянского района.
ПС: спасибо Катерине Харьковской за инфу и Попаснянскому городскому советов ветеранов за фотографии.